Мексиканское счастье. Почему драма Куарона претендует сегодня на главные Оскары

24 февраля, 18:07 1304
Цей матеріал також доступний українською
Мексиканское счастье. Почему драма Куарона претендует сегодня на главные Оскары - фото

Журнал НВ

Значительная часть фильма Рома основана на детских воспоминаниях его создателя Альфонсо Куарона

На главные Оскары года претендует драма Рома классика мексиканского кино Альфонсо Куарона, рассказавшего в ленте историю своей семьи. Кинопремию вручат сегодня поздно вечером в Лос-Анджелесе. 

Р

айон Ла Рома в Мехико славится колоритными ресторанами, галереями и книжными лавками. Основанный в начале ХХ века как место проживания среднего класса, впоследствии Ла Рома превратился в район хипстеров, позже — творческой молодежи, затем — в место жительства бизнесменов и предпринимателей. А после того как в 1985 году значительная часть Ла Рома пострадала от масштабного землетрясения, он был перестроен, и теперь здесь живут успешные представители креативного класса, а также те, кто может себе позволить купить недешевое жилье в этой части Мехико.

В одном из особняков Ла Ромы, построенном в начале ХХ столетия, был снят фильм, который имеет высокие шансы собрать наибольшее количество Оскаров этого года и даже получить самые значимые. Фильм авторства знаменитого мексиканского режиссера Альфонсо Куарона, названный Рома, фокусируется на истории одной семьи, живущей в этом районе, и отмечен сразу десятью оскаровскими номинациями, в том числе за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшую работу актрисы и лучшую операторскую работу.

Куарон уже получил за ленту главную награду Гильдии режиссеров США, одну из самых значимых в кинематографическом мире, причем обошел Питера Фарелли с фильмом Зеленая книга, которого также называют фаворитом оскаровской гонки. Ранее Рома был отмечен Золотым львом Венецианского кинофестиваля, а совсем недавно — премией Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA) как лучший фильм.

Куарон считается одной из трех главных фигур в современном мексиканском кинематографе

Сам Куарон считается одной из трех главных фигур в современном мексиканском кинематографе, причем двое других — Гильермо дель Торо и Алехандро Гонсалес Иньярриту — являются его друзьями. В Мексике их часто называют tres amigos (трое друзей), причем все они уже получили по Оскару: Торо — за лучший сценарий к фильму Лабиринт фавна, у Иньярриту — две награды за фильмы Бердмен и Выживший, а у Куарона — Оскар за лучшую режиссерскую работу в фильме Гравитация. Тогда, в 2014‑м, он стал первым мексиканским режиссером, получившим Оскар в этой номинации.

К слову, еще не выйдя на экраны, Рома оказался в центре скандала: его мировая премьера должна была состояться на Каннском кинофестивале, но незадолго до этого режиссер продал права на показ фильма одной их крупнейших развлекательных компаний США — Netflix, именно поэтому фильм не выйдет на большие экраны. В ответ Канн объявил фильму бойкот. Но от этого Куарон не проиграл, убеждены кинокритики, с удовольствием наблюдавшие за тем, как венецианского Золотого льва ему вручал представитель мексиканской тройки — Гильермо дель Торо.

Масла в огонь накануне оскаровской церемонии, которая состоится 24 февраля, подливает и политический контекст. И дело не только в стене на границе с Мексикой, о которой мечтает президент США Дональд Трамп, — одному из актеров Ромы, Хорхе Антонио Герреро, уже три раза подряд было отказано в американской визе, и, видимо, на церемонию вручения призов американской киноакадемии он не поедет.

Легкий скандальный флер вокруг сильнейшего претендента на Оскар не мешает миру кино констатировать: мексиканский кинематограф становится все более заметным явлением.

В главных ролях Альфонсо Куарон (на фо­то) снял профессиональную акт­рису Марину де Тавиро (справа) и “девушку с улицы” Ялицу Апарисио (в центре), которая теперь номинирована на Оскар как лучшая актриса
В главных ролях Альфонсо Куарон (на фо­то) снял профессиональную акт­рису Марину де Тавиро (справа) и “девушку с улицы” Ялицу Апарисио (в центре), которая теперь номинирована на Оскар как лучшая актриса / Фото: Журнал НВ

Без сценария

И

зюминкой Ромы критики называют тот факт, что фильм снимался особым способом: никто на съемочной площадке, за исключением Куарона, не видел его сценария. А режиссер ежедневно расписывал свои рекомендации для каждого актера, занятого в фильме, главной из которых была — просто жить в кадре.

На первый взгляд сюжет Ромы прост: Мехико 70‑х, глава семейства и доктор по профессии Антонио редко бывает дома, его жена София воспитывает четырех детей и всегда с нетерпением ждет мужа домой. В воспитании детей и в домашних делах ей помогает горничная-индианка Клео. Однажды Антонио уезжает в командировку и не возвращается, тогда София понимает, что Антонио просто ушел из семьи.

Тем временем Клео также переживает личную драму: любимый бросает ее, как только узнает о ее беременности.

В этой ленте режиссер стремился максимально достоверно показать Мехико и его жителей, их борьбу за свои права. В 70‑х тогдашний президент Мексики Ласаро Карденас и его партия фактически монополизировали власть, ограничив права и свободы обычных граждан посредством изменения Конституции. В результате в Мехико начались протесты, и когда в 1971 году на улицу вышли студенты, власти приняли решение демонстрацию расстрелять.

“Я на 90% воспроизвел свое детство”, — рассказывает Альфонсо Куарон о фильме, в котором он является не только режиссером, но и сценаристом, оператором, продюсером и даже монтажером.

Интересно, что в ленте звучат голоса уличных торговцев Мехико, найденные на записях 1970‑х годов. Тогда же произведена большая часть мебели, которая попадает в кадр. А фотографии на стенах в особняке, в котором живут главные герои, это реальные снимки родственников Куарона. Даже собака в фильме той же породы, что была у режиссера в детстве.

Актеры и роли

“В

 Роме все происходит как в жизни, мы не знаем на самом деле, что нас ждет на следующий день”, — рассказывает о фильме актриса Марина де Тавиро, исполнившая роль владелицы особняка Софии.

В отличие от нее Ялица Апарисио, которая происходит из семьи индейцев миштеко и сыграла в фильме служанку Клео, никогда раньше не снималась в кино. На кастинг она попала случайно и сначала даже думала отказаться от роли, однако, рассудив, что никогда раньше миштеко не снимались в кино, согласилась.

В свою очередь режиссер искал актрису, похожую на домработницу Либо Родригес, которая помогала по хозяйству в доме, где прошло его детство, и Апарисио идеально подошла для этой роли. К тому же она знала миштекский язык — одно из условий для исполнительницы этой роли, по мнению Куарона.

Десять оскаровских номинаций и несколько уже полученных крупных призов все больше подогревают интерес

Для Апарисио работа в фильме поначалу была непростой задачей. “Я пыталась забыть, что я в фильме, и проживала все, как в реальной жизни”, — признается актриса-новичок. Достоверность игры Апарисио уже подтвердили американские киноакадемики: ей досталась номинация как лучшей актрисе.

“В основе фильма лежит замечательная игра Апарисио, которая привносит в роль что‑то нежное, деликатное, стойкое и самоотверженное, — убежден Питер Бредшоу, кинообозреватель британской The Guardian. — Апарисио является жемчужиной этого замечательного фильма”.

Ленту Рома нельзя посмотреть в кинотеатре, что отнюдь не ограничивает ее аудиторию: подписчиками купившей права на фильм компании Netflix являются более 117 млн человек. И кинокритики уверены, что топ-менеджеры Netflix, ранее финансировавшей качественные сериалы, в этот раз, вложившись в авторское фестивальное кино, не промахнулись: десять оскаровских номинаций и несколько уже полученных крупных призов все больше подогревают интерес к фильму.

К слову, Рома только второй в истории Оскара фильм на иностранном языке, удостоенный 10 номинаций, — первой была в 2000 году лента тайваньского режиссера Энга Ли Крадущийся тигр, затаившийся дракон.

Этот материал опубликован в №5 журнала НВ от 14 февраля 2019 года

Спецвыпуск НВ Style

В гостях у Роберта Гулиева

Знаменитый украинский винодел устраивает экскурсию по своему дому на берегу моря в Одессе, показывает сад, созданный парковым архитектором Берлускони, раскрывает тонкости собственного бизнеса и угощает превосходным шардоне 2016 года из личного винного погреба

Читать журнал