Разочарования и неожиданные награды. Продюсер ОМКФ Юлия Синькевич об итогах Берлинале-2019

19 февраля, 08:15 899
Цей матеріал також доступний українською
Разочарования и неожиданные награды. Продюсер ОМКФ Юлия Синькевич об итогах Берлинале-2019 - фото

EPA

69-й Берлинский кинофестиваль принес много сюрпризов

Генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля Юлия Синькевич - об итогах Берлинале 2019 специально для НВ STYLE.

Фото: НВ

69-й Берлинский кинофестиваль уже история. И запомнится он, в первую очередь, не увлекательной программой, а тем, что стал последним для своего многолетнего директора Дитера Косслика. Который, судя по всему, свой финальный аккорд на Берлинале решил поставить явно не захватывающим конкурсом - многие гости и критики со всего мира отмечали, что в этом году программа Берлинале была едва ли не самой тусклой за последнее десятилетие.

Но начнем с главного. Золотой медведь на Берлинале 2019 ушел к израильскому режиссеру Надаву Лапиду и его картине Синонимы - не явному фавориту, но как минимум одному из тех нескольких фильмов, которым прочили высокие награды. Главный герой Синонимов - израильтянин, который переезжает в Париж и, решив превратиться в француза, отказывается от своего гражданства, семьи, языка. Драма автобиографична, ее главной темой режиссер называет поиск самоидентичности и сложные взаимоотношения человека с его прошлым. Кстати, это третий полный метр Лапида и первый его фильм, получивший столь высокую награду. Неудивительно, что теперь режиссера называют открытием фестиваля для широкой публики.

Надав Лапид
Надав Лапид / Фото: ЕРА

Гран-при фестиваля жюри присудили картине Милостью Божьей Франсуа Озона, основанной на реальной истории католического священника, которого обвиняли в растлении несовершеннолетних прихожан. Фильм построен на историях взрослых мужчин, которые в детстве стали жертвами сексуального насилия в католической школе. Известный провокатор Озон в этой картине ограничился не смелыми решениями, а тихим негодованием - он словно переосмысливает роль мужчины в современном обществе, исследуя его уязвимость. Поклонники режиссера могут не понять и, соответственно, не принять такого рода уход Озона в социальность. Но факт остается фактом: на Берлинале Милостью Божьей изначально выделялся среди своих соперников именно этим.

Награду за лучшую режиссуру в этот раз получила Ангела Шанелек за драму Я был дома, но..., и это, пожалуй, самый спорный момент в решениях жюри. Фильм-головоломка, кадры которого начинают складываться в единую картину только ближе к концу, многим показался слишком затянутым и статичным. С другой стороны, именно эта размеренность в исследовании сложных отношений между поколениями и принесла режиссеру победу.

Фото: ЕРА

Серебряный медведь за лучший сценарий в этот раз достался картине Пираньи Неаполя (сценаристы-соавторы - Маурицио Брауччи, Роберто Савиано и Клаудио Джованнези, который является и режиссером фильма). Криминальная драма о мафии и неаполитанских подростках, мечтающих стать королями преступного мира, снята по всем правилам жанра. Но награду за лучший сценарий фильм получил совершенно заслуженно - не зря ведь одним из соавторов стал Роберто Савиано, известнейший итальянский писатель, журналист и исследователь современной мафии, который из-за угроз после своих расследований уже много лет живет под охраной спецслужб.

Добавлю, что многих удивило отсутствие среди победителей фильма Гарет Джонс польского режиссера Агнешки Холланд. Среди критиков и зрителей он вызвал неоднозначные отзывы. Но, вместе с тем, выделялся на фоне других картин своим более мейнстрим фокусом. Странно, что фильм не получил награду - впрочем, это можно объяснить тем, что жюри решило уйти в сторону более актуальных на сегодня тем и поддержать молодых режиссеров (за исключением разве что Озона). 

Фото: ЕРА

В целом, Берлинский кинофестиваль 2019 не удивил, а в чем-то даже и разочаровал. Большое количество дебютов и неизвестных имен в программе - при этом не так много открытий и действительно запоминающихся работ. Но все лучшее, что можно было увидеть на Берлинале в этом году, мы уже отобрали на десятый Одесский международный кинофестиваль - эти картины в Украине можно будет увидеть только там. А Берлинский кинофестиваль уже готовится к следующему году - 70-й Берлинале пройдет уже под другим руководством и, будем надеяться, с более занимательной программой.

Следите за самыми интересными новостями из раздела НВ STYLE в Facebook