С твердым понятием добра и зла. Что пишут иностранные критики о фильме о Голодоморе Гарет Джонс

12 февраля, 15:44 1966
Цей матеріал також доступний українською
С твердым понятием добра и зла. Что пишут иностранные критики о фильме о Голодоморе Гарет Джонс - фото

Кадр из фильма

Гаррет Джонс (Mr. Jones)

10 февраля на Берлинском кинофестивале прошла мировая премьера украино-польско-британского фильма о Голодоморе Гарет Джонс (Mr. Jones). Как отзывается о картине западная пресса?

Политический триллер режиссерки Агнешки Холланд рассказывает о журналисте из Уэльса, прибывшем в Советский Союз в 1933 году и увидевшем совершенно другую действительность, чем та, какой ее представляла советская власть. Впечатленный ужасами голода в Украине, Гарет Джонс попытался рассказать о ситуации через западную прессу.

Фильм участвует в основном конкурсе 69-го Берлинале и поборется за его главную награду. Еще до начала фестиваля издание IndieWire включило его в список самых ожидаемых фильмов киносмотра. НВ STYLE собрал первые отзывы западных критиков о фильме Гарет Джонс.

IndieWire:

«Способность видеть будущее может быть ужасным бременем, особенно когда остальной мир слеп к настоящему. Редко этот факт был более отрезвляющим, чем в насущном, но несвязном Гарете Джонсе Агнешки Холланд - правдивая (и в определенной мере, неизвестная) история о молодом человеке, который был проклят способностью видеть, что будет происходить дальше, а также решимостью распознать весь ужас того, что уже происходит».

«Холланд, известная включением моральной двусмысленности в некоторые из самых зверских злодеяний 20-го века (фильмы Европа Европа или В темноте), здесь придерживается совершенно другого такта. В отличие от ее обычного подхода, она пробирается через сагу о Джонсе с твердым понятием добра и зла; не существует - как утверждают некоторые персонажи - множества истин, а только одна, и режиссер намеревается ее найти».

Variety:

«Mr. Jones - достаточно увлекательный, но несколько скучный биографический фильм Агнешки Холланд… Начинающая сценаристка Андреа Чалупа изо всех сил старается показать все найденные факты на экране, и то, что должно быть политическим триллером идет длинным, трудным путем».

«Более строгий монтаж этого длинного фильма решил бы ряд его проблем, но хорошая новость заключается в том, что Mr. Jones со временем становится все лучше и более волнующим. После особенно мрачного вступительного акта, в котором подробно рассказывается о том, как Джонс воевал в британском министерстве иностранных дел, все медленно набирает обороты, когда он направляется в Россию, достигая пика в виде драмы выживания в замерзших сельхозугодьях Украины - здесь мастерство колючего сторителлинга Холланд наконец выходит на первый план».

The Guardian:

«Джеймс Нортон привносит в этот фильм свою первоклассную актерскую игру, демонстрируя сильный, вызывающий сочувствие образ Джонса, интеллектуала-идеалиста и человека действия из Уэльса, который любит читать средневековую валлийскую поэму Битва деревьев и никогда не снимает свои милые очки».

«В фильме есть отличная и тревожная сцена, в которой Джонс сталкивается с пятью крошечными детьми в заснеженном лесу, которые поют ему жуткую песню о Сталине…. Она имеет зловещий гипнотический эффект. Джонс мучается от голода, даже грызет кору дерева. В итоге, исхудавшая семья делится с ним своим ужином, что оказывается самым ужасным моментом».

«Фильм Холланд действительно разрывает зрителя в финальном акте, суровом испытании на пустоши Украины. У нее есть реальная история, которую нужно рассказать - история, которую рассказывают недостаточно, - и единый, убедительный и приятный персонаж, через которого ее можно рассказать. Это картина со стержнем и силой».

The Hollywood Reporter:

«В основе фильма Mr. Jones лежит катастрофическая глава истории, в которой главный персонаж, идеалистический молодой валлийский журналист, которого играет Джеймс Нортон, тащится по колено в снегу в Украине, бредит от голода, непосредственно наблюдая ужасы геноцидного голода 1932-33 годов, известного как Голодомор».

«Ничто не может сравниться с суровостью или мрачной поэзией душераздирающей Одиссеи Джонса. Но нет также никаких причин для того, чтобы весь политический обструкционизм и журналистское разочарование были такими многословными. Фильм также часто становится визуально тяжелым с его монохромной палитрой глубоких теней и произвольных вспышек дрожащей камеры».

«Это повествовательная территория, которая вписывается в курс польского режиссера-ветерана Агнешки Холланд, которая более, чем кто-либо другой, пыталась считаться с Холокостом на экране. Есть тематическая сюжетная линия, связывающая ее ранние работы с описанием в новом фильме наиболее циничного политического манипулирования невинными людьми со стороны репрессивного правительства, стремящегося подавить инакомыслие, используя принудительную бюрократию, пропаганду, цензуру, коррупцию и строгий контроль над СМИ. Отголоски недавней агрессии против Украины со стороны правительства Путина даже придают истории зловещую актуальность».

Следите за самыми интересными новостями из раздела НВ STYLE в Facebook

Подпишитесь на журнал НВ

Подписывайтесь на журнал НВ и читайте свежий номер прямо сейчас. Все подписчики также получают доступ к архивным выпускам журнала. Стоимость подписки на три месяца всего 59 гривен.

Подписаться и читать журнал