Домой. Кто сделал фильм, который который представит Украину на 72-м Каннском кинофестивале

12 мая, 12:47 1574
Цей матеріал також доступний українською
Домой. Кто сделал фильм, который который представит Украину на 72-м Каннском кинофестивале - фото

@midpoint-center.eu

Кадр из фильма Домой Наримана Алиева

За награду в конкурсной программе Особый взгляд 72-го Каннского международного кинофестиваля, который начнется 14 мая, поборется украинский фильм Домой режиссера Наримана Алиева.

НВ и Mastercard, официальный партнер Каннского кинофестиваля, открывают мир большого кино, знакомят с победителями престижного фестиваля и рассказывают о закулисье светских кинособытий.

В мае нас ждет грандиозное событие – участие сразу двух украинских фильмов в конкурсных программах Каннского кинофестиваля 2019: Особый взгляд – фильм Домой крымскотатарского режиссера Наримана Алиева и конкурс короткометражных фильмов – Анна Декеля Беренсона, созданный в копродукции Украины, Израиля и Великобритании.

Домой, полнометражный дебют Наримана Алиева, рассказывает историю крымского татарина Мустафы. Двое его сыновей уехали в Киев после аннексии Крыма. Погибает его старший сын Назим, и отец отправляется в столицу, чтобы вернуть младшего сына Алима домой, а старшего похоронить в Крыму, согласно мусульманским традициям. Почти четверть фильма снята на крымскотатарском языке. Название фильма на украинском языке – Додому, крымскотатарском – Evge. Главные роли в фильме сыграли Ахтем Сеитаблаев и Ремзи Билялов. Вместе с Нариманом Алиевым над сценарием к фильму Домой работала украинский режиссер и сценарист Марыся Никитюк (Коли падають дерева). Кроме награды конкурса Особый взгляд фильм также претендует на Золотую камеру (за нее борются все дебютанты фестиваля). 

Кадр из фильма Домой
Кадр из фильма Домой / Фото: @facebook/Додому - Evge

В программе Бешенные псы на Радио НВ режиссер фильма Домой Нариман Алиев и его продюсер Владимир Яценко раскрыли подробности картины и рассказали о том, как Домой попал на Каннский кинофестиваль 2019.

О том, как фильм попал в программу Каннского кинофестиваля

Нариман Алиев: За три дня до объявления программы Каннского кинофестиваля нам пришло письмо с поздравлением. Слава Богу, что это было лишь за три дня, а не за месяц. Когда я участвовал в Берлине с коротким метром, письмо-подтверждение мне пришло за месяц или даже полтора. Участие – это прекрасно, но, когда ты не можешь никому об этом сказать… В общем, эти три дня были очень тяжелыми, но приятными.

Владимир Яценко: А директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо забыл нас упомянуть... Пресс-конференция закончилась, мы уже близки к сердечному приступу… все, кто был в курсе, нам пишут: «А что же? А как же?» и прочее. И тут он выходит на сцену и говорит: «Ах, да, вот еще фильм…» И делает красивое двухминутное промо Домой, рассказывая, какая это прекрасная картина. Мы не в обиде, но понервничали. (Улыбается.)

Нариман Алиев, Марыся Никитюк и Владимир Яценко
Нариман Алиев, Марыся Никитюк и Владимир Яценко / Фото: @facebook/Додому - Evge

О сюжете фильма Домой

Нариман Алиев: Домой – это история о крымском татарине, отце двух сыновей. После аннексии Крыма сыновья переехали на материковую часть Украины, в Киев. Через какое-то время на материке погибает его старший сын, и отец приезжает, чтобы вернуть младшего домой, а старшего похоронить на родине по мусульманским традициям. У фильма несколько пластов, но мы старались в первую очередь рассказывать отчасти честно о крымских татарах, показать менталитет, ценности, культуру народа и выстроить увлекательный сюжет, так как в фильме нет ярко выраженного антагониста, а есть конфликт поколений между отцом и младшим сыном.

Если отец – это человек, который вырос в депортации и приложил много усилий, чтобы вернуться в Крым в конце 80-х, то младший сын – человек, который родился уже в независимой Украине, не знает, что такое Советский Союз, он видит себя, свое будущее иначе, чем его отец. И каждый из них как прав, так и не прав. В этом и есть суть любой позиции, ты всегда в чем-то сильнее, а в чем-то слабее.

Мы старались создать в первую очередь универсальную историю, которая через взаимоотношения сына и отца была бы понятна людям, которые не знают контекста нашей страны, не слышали о крымских татарах.

Мы рассказали о базисах, на которых крымские татары воспитывались последние 70 лет после депортации: они в каждой семье воспитываются и не обсуждаются. Первое и основное для нас – это Родина, второе – семья, она бесценна, и третье – делать все, чтобы их никогда не потерять.

Эти базисы совершенно не агрессивны, это месседжи, которые напоминают нам, что мы на своей земле, мы имеем право на это и это, мы уважаем в первую очередь себя, всех остальных вокруг, но хотим, чтобы нас признали, восстановили права, которые у нас есть и мы готовы за это бороться не насильственно, планомерно, постепенно, вне зависимости от любой ситуации.

Нариман Алиев, режиссер фильма Домой
Нариман Алиев, режиссер фильма Домой / Фото: @facebook/Нариман Алиев

О коньюнктуре и квоте Канн на экзотические фильмы

Владимир Яценко: На самом деле сошлись очень много силовых линий, и в том числе то, что крымские татары сейчас во многом разделенный народ и народ-изгнанник. Канны, мне кажется, тоже оценили тот факт, что крымские татары – мусульмане, которые живут в абсолютно православной стране; люди, которые второй раз за последние 100 лет утратили насильственным образом Родину. Есть очень много вещей, которые просто сошлись в одной точке, и эта параллель в фильме проведена.

Эта история с одной стороны, как правильно сказал Нариман, достаточно специфична, потому что это конкретный народ, у которого есть свой конкретный менталитет и лицо, а с другой стороны она абсолютно универсальна: взросление молодого парня, его мировоззренческий конфликт с отцом, потому что сын - человек совершенно другого поколения с другими ценностями.

И Канны, собственно, хотят показывать уникальность чего-то с одной стороны, и универсальность – с другой стороны. Мне кажется, в этом и есть особенность фильма Домой, которую заметил кинофестиваль, потому что очень часто фильмы, которые снимаются у нас, не могут подняться над исключительно нашим менталитетом и нашими особенностями.

Владимир Яценко, Нариман Алиев и Антон Фурса на съемках фильма Домой, Арабатская стрелка
Владимир Яценко, Нариман Алиев и Антон Фурса на съемках фильма Домой, Арабатская стрелка / Фото: @facebook/Владимир Яценко

Об Ахтеме Сеитаблаеве, исполнителе роли отца

Нариман Алиев: К идее пригласить на роль Ахтема Сеитаблаева (Хайтарма, Чужая молитва, Киборги. – Прим. ред) мы пришли не сразу, я переживал, что он не согласится, так как прошлый год был у него очень насыщенным. Изначально мы предложили ему сыграть второстепенную роль на три съемочных дня. Но он набрался смелости и сам попросился пройти кастинг на главную роль. Мы проводили несколько раундов кастинга, так как у меня были свои опасения, но они не оправдались.

Владимир Яценко: На съемочной площадке Ахтем Сеитаблаев вел себя максимально корректно.

Нариман Алиев: Он профессионал. Он ни разу не влезал в режиссуру, в кино, он максимально доверился и прислушивался. И когда уже к концу съемок я понял, что он ни разу не приходил посмотреть на плейбек, и подошел только один раз, когда я его попросил, я понял, что человек абсолютно доверяет. Он в материале, переживает, но он был на площадке как актер, и для меня это было очень хорошо.

Кадр из фильма Домой
Кадр из фильма Домой / Фото: @facebook/Додому - Evge

Об исполнителе роли сына, двоюродном брате Алиева – Ремзи Билялове и отношениях в семье

Нариман Алиев: Не то, чтобы я любил снимать непрофессиональных актеров, я люблю родственников. Это люди, которые сделают для меня все.

Я благодарен Ремзи, потому что это он мне сделал одолжение, а не я ему. Ему это в принципе совершенно не нужно, потому что неинтересно. Ремзи – 21 год, у него свой бизнес в Крыму, он развивается как может.

Мои дяди, родители, братья всегда готовы были мне помочь на протяжении всего моего становления в режиссуре. Все короткие метры я снимал в Крыму при их помощи. Они всегда повторяли: «Если тебе что-то надо, мы для тебя это сделаем».

На съемках фильма Домой
На съемках фильма Домой / Фото: @facebook/Владимир Яценко

Я позвонил своему дяде и говорю: «Мне нужен Ремзи для съемок». Потому что у нас в семье решается все через старших. Он говорит: «Когда? На сколько?» Через десять минут Ремзи пишет мне в мессенджер: «Ты серьезно?» Я говорю: «Да, собирай вещи». Больше Ремзи мне никаких вопросов не задавал. Его не интересовало где, сколько, с кем и зачем.

Сниматься Ремзи было достаточно сложно, но так как у него уже есть опыт в короткометражных фильмах, он не боялся камеры, что уже хорошо. Все мои родственники привыкли к камере, так как со второго курса я с ней бегал за ними: снимал разные этюды и еще много всего, поэтому они уже не обращают на нее внимания.

О современном Крыме и стереотипах о крымских татарах

Нариман Алиев: Я не могу оценивать то, что происходит в Крыму. Есть четкая Конституция Украины, и я, как гражданин, ее придерживаюсь, я поддерживаю суверенитет нашей страны. Я ничего не могу сделать для того, чтобы там что-то изменилось, единственное, что я могу, как гражданин, мотивировать свою страну менять эту ситуацию.

Крым – это серая зона, территория определенного страха, который неощутимый, невизуальный, но ты знаешь точно, что, если надо будет, на тебя найдут управу. И ты никак не можешь просчитать эти действия, защитить себя от них. Когда нету правосудия, когда нету защиты прав граждан, ты не можешь ни в чем быть уверен.

С точки зрения крымских татар, для нас сейчас очень важно, чтобы Украина, в первую очередь, изменила Конституцию и приняла статью о национальной Крымскотатарской автономии, для нас это определенный сигнал признания и веры в то, что крымские татары - союзники Украины и то, что мы за целостность и суверенитет нашей страны.

Кадр из фильма Домой
Кадр из фильма Домой / Фото: @facebook/Додому - Evge

Большая проблема, что в Украине существует огромный стереотип о крымских татарах. Отчасти поэтому я снимаю такое достаточно бытовое кино, потому что о крымских татарах постоянно говорят в политическом контексте. А мы не начинаемся и не заканчиваемся политикой, это один из инструментариев для выражения нашей позиции – ненасильственное восстановление наших прав и свобод.

Есть крымскотатарское слово «сабыр», что значит терпение. Этого терпения у нас полно, и мы готовы держаться. У нас есть своя цель, за которую мы будем бороться. Мои родители, бабушки и дедушки жили намного в более тяжелых условиях, когда были депортированы в Среднюю Азию. Сейчас не тот этап, на котором стоит или сдаваться, или опускать руки. Это определенный этап, мы верим в хорошее будущее, и сейчас для нас основное, чтобы наш стратегический партнер, Украина, поддерживал нас тоже, и не только словами, но и действиями.

Смотрите полное интервью:

Читайте все новости о Каннском кинофестивале в спецтеме НВ Style

72-й Каннский международный кинофестиваль пройдет с 14 по 25 мая. В рамках фестиваля традиционно будет работать международный кинорынок Marché du Film, который в этом году празднует свое 60-летие. Украина на кинорынке будет представлена Национальным павильоном. Украинский павильон будет работать под номером 102, с традиционным слоганом #UkraineIsYourDestination.

Следите за самыми интересными новостями из раздела НВ STYLE в Facebook 

Читайте новый номер журнала НВ

Подписывайтесь на журнал НВ и читайте свежий номер прямо сейчас. Все подписчики также получают доступ к архивным выпускам журнала. Стоимость подписки на три месяца всего 59 гривен.

Подписаться и читать журнал